Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Контингент обучающихся в МБДОУ № 209 (в соответствии с профилем комплектования МБДОУ № 209 посещают дети с ОВЗ: дети с задержкой психического развития, дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с расстройствами аутистического спектра) не требует: — дублировать звуковую и зрительную информацию, — дублировать надписи знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Оформление, оборудование и оснащение помещений ДОУ
призвано обеспечивать следующие виды деятельности
Помещение | Вид деятельности, процесс |
Музыкальный зал | Образовательная деятельность в области
«Художественно- эстетическое развитие» |
Образовательно-познавательная деятельность, требующая использования ТСО: мультимедийного оборудования | |
Праздники, развлечения, концерты, театры | |
Организация дополнительных услуг (кружки) | |
Театральная деятельность | |
Утренняя гимнастика | |
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей | |
Педагогические Советы и прочие мероприятия для сотрудников | |
Физкультурный зал, малый спортивный зал | Образовательная деятельность в области «Физическое развитие» |
Утренняя гимнастика | |
Образовательная деятельность в области
«Художественно- эстетическое развитие» |
|
Физкультурно-оздоровительная работа | |
Спортивные праздники, развлечения, досуги | |
Коррекционная деятельность –
дети с ОВЗ, дети с нарушением осанки и плоскостопием |
|
Организация дополнительных услуг (кружки) | |
Бассейн | Образовательная деятельность в области «Физическое развитие» |
Организация дополнительных услуг (кружки) | |
Групповая комната | Образовательно-познавательная деятельность |
Сенсорное развитие | |
Развитие речи и обучение грамоте | |
Познавательное развитие | |
Ознакомление с художественной литературой и художественно-прикладным творчеством, фольклором | |
Развитие элементарных математических представлений | |
Развитие элементарных историко-географических представлений | |
Сюжетно-ролевые игры | |
Самообслуживание и трудовая деятельность | |
Самостоятельная творческая деятельность | |
Ознакомление с природой | |
Игровая деятельность | |
Исследовательско-экспериментальная деятельность | |
Театральная и музыкальная деятельность | |
Организация кружковой деятельности | |
Спальная комната | Дневной сон |
Гимнастика после сна | |
Приемная | Информационно – просветительская работа с родителями |
Самообслуживание | |
Медицинский кабинет | Осуществление медицинской помощи |
Профилактические мероприятия | |
Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.) | |
Методический кабинет | Осуществление методической помощи педагогам |
Организация консультаций, семинаров, Педагогических Часов | |
Учебно-методическое обеспечение | |
Информационные, тематические выставки | |
Информационно-просветительская деятельность | |
Логопедические кабинеты | Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ |
Индивидуальные занятия | |
Коррекционная деятельность с детьми,
зачисленными в логопедическую группу |
|
Информационно-консультативная деятельность
для педагогов и родителей |
|
Диагностическая деятельность, мониторинг | |
Кабинеты дефектологов | Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ |
Индивидуальные занятия | |
Коррекционная деятельность с детьми,
зачисленными в группы для детей с ЗПР, для детей с РАС |
|
Информационно-консультативная деятельность
для педагогов и родителей |
|
Диагностическая деятельность, мониторинг | |
Кабинеты психологов
Сенсорная комната |
Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ |
Индивидуальные занятия | |
Коррекционная деятельность с детьми,
нуждающихся в психологической помощи и коррекции |
|
Диагностическая деятельность, мониторинг. Информационно-консультативная деятельность для педагогов и родителей | |
Музей русского быта «У истоков земли русской» | Образовательная деятельность в областях
«Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие» |
Организация дополнительных услуг (кружки) |