Сведения о средствах образования и воспитания


Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Оформление, оборудование и оснащение помещений ДОУ

призвано обеспечивать следующие виды деятельности

 

Помещение Вид деятельности, процесс
Музыкальный зал Образовательная деятельность в области

«Художественно- эстетическое развитие»

Образовательно-познавательная деятельность, требующая использования ТСО: мультимедийного оборудования
Праздники, развлечения, концерты, театры
Организация дополнительных услуг (кружки)
Театральная деятельность
Утренняя гимнастика
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Педагогические Советы и прочие мероприятия для сотрудников
Физкультурный  зал, малый спортивный зал Образовательная деятельность в области «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика
Образовательная деятельность в области

«Художественно- эстетическое развитие»

Физкультурно-оздоровительная работа
Спортивные праздники, развлечения, досуги
Коррекционная деятельность –

дети с ОВЗ, дети с нарушением осанки и плоскостопием

Организация дополнительных услуг (кружки)
Бассейн Образовательная деятельность в области «Физическое развитие»
Организация дополнительных услуг (кружки)
Групповая комната Образовательно-познавательная деятельность
Сенсорное развитие
Развитие речи и обучение грамоте
Познавательное развитие
Ознакомление с художественной литературой и художественно-прикладным творчеством, фольклором
Развитие элементарных математических представлений
Развитие элементарных историко-географических представлений
Сюжетно-ролевые игры
Самообслуживание и трудовая деятельность
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой
Игровая деятельность
Исследовательско-экспериментальная деятельность
Театральная и музыкальная деятельность
Организация кружковой деятельности
Спальная комната Дневной сон
Гимнастика после сна
Приемная Информационно – просветительская работа с родителями
Самообслуживание
Медицинский кабинет Осуществление медицинской помощи
Профилактические мероприятия
Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.)
Методический кабинет Осуществление методической помощи педагогам
Организация консультаций, семинаров, Педагогических Часов
Учебно-методическое обеспечение
Информационные, тематические выставки
Информационно-просветительская деятельность
Логопедические кабинеты Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ
Индивидуальные занятия
Коррекционная деятельность с детьми,

зачисленными в логопедическую группу

Информационно-консультативная деятельность

для педагогов и родителей

Диагностическая деятельность, мониторинг
Кабинеты дефектологов Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ
Индивидуальные занятия
Коррекционная деятельность с детьми,

зачисленными в группы для детей с ЗПР, для детей с РАС

Информационно-консультативная деятельность

для педагогов и родителей

Диагностическая деятельность, мониторинг
Кабинеты психологов

Сенсорная комната

Коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ
Индивидуальные занятия
Коррекционная деятельность с детьми,

нуждающихся в психологической помощи и коррекции

Диагностическая деятельность, мониторинг. Информационно-консультативная деятельность для педагогов и родителей
Музей русского быта «У истоков земли русской» Образовательная деятельность в областях

«Художественно- эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие»

Организация дополнительных услуг (кружки)